среда, 14 октября 2015 г.

Агенты: всё, что вы сыграете, будет использовано против вас.


Агентов я помню по Кикстартеру: эпатажный комиксовый арт и перестрелки. На игру приятно было взглянуть, но она меня не заинтересовала и была записана в архивах памяти с пометкой "киберпанковый Бэнг". Через год оказалось, что я работаю в Мосигре, а ещё через год на полках появилась маленькая черная коробочка, внезапно локализованная этой самой Мосигрой, к играм которой я отношусь с мрачным пренебрежением, никоим образом не попадая в ЦА. Локализация инди-игры с Кикстартера, не являющейся патигеймом и не перекрашенной в Шакал или берёзу? Да что ж в ней быть-то должно!?
Несмотря на то, что настольщика во мне вскормили такие тяжеловесы, как "Ужас Аркхэма" и "Андор", я всегда питал симпатию к относительно минималистичным карточным играм вроде Манчкина и Цитаделей (но, конешно, не к Уно и Свинтусу, упаси Нъярлатхотеп).  При наличии талантливого дизайнера, не обязательно именитого профессионала, трёхсотграммовая коробочка способна вместить не меньше фана, тактики и комбопотенциала, чем трёхкилограммовая усыпальница, при этом компактная игра всегда легче для объяснения, быстрее для сетапа и выглядит менее удручающе для твоего случайного знакомого, который не планировал сегодня вечером думать и вообще постигать нечто новое. А, да, ещё один штрих: такие игры стоят в 6-8 раз дешевле. "Агенты" как раз из таких.

Четыре игрока делают поле куда менее поддающимся анализу.
Главной фишкой "Агентов" является критически малое количество личных компонентов у каждого игрока. Всего-то своего родного и есть, что карты на руке (хотя их могут украсть), сыгранные карты миссий (их тоже, и ещё уничтожить), да заработанные очки (нутыпонел). При этом в основном игрок имеет дело с картами агентов, а они уже с самого своего выхода из пункта мобилизации (с руки игрока) становятся тёмными лошадками и работают сразу на двоих игроков. По первому времени это с трудом укладывается в голове: "Что значит Стрелок убивает Хакера, это мой стрелок блеать!", "Почему все эти чуваки приносят тебе очки, ведь это я их сыграл!". Каждый игрок имеет отношение к двум Убежищам (не владеет, лишь примазывается сбоку). Количество Убежищ равно количеству игроков и Убежища размещаются между ними, связывая игроков попарно. Все размещённые в Убежище агенты связаны как с игроком слева от Убежища, так и с игроком справа, но каждый агент к одному из них направлен своей командой, а к другому - своим КПД, приносящим очки.

Ход игрока протекает следующим образом: на все комбоинтриги у него есть два универсальных действия, примерно как в "Билете на поезд". Сначала игрок выполняет одно из четырёх доступных действий: 1) использовать команду любого агента в своих фракциях - любого, чья команда повернута к этому игроку; 2) сбросить любое количество карт агентов и/или миссий и добрать соответствующее количество таких карт; 3) докупить взакрытую за победные очки до 2 агентов по 1 очку и до 2 миссий по 2 очка - то есть максимальная закупка будет стоить 6 очков и принесет 2 агентов и 2 миссии; 4) самое главное: сыграть агента, тут придётся чуть притормозить. У каждого агента в верхней части карты есть либо число в кружке, либо полукружки с полустрелками по бокам. Агент с числом - это наёмник, он мгновенно выполняет свою функцию для одного игрока, принося второму очки соответственно числу, и уходит в сброс. Агент с половинками символа по краям - это постоянная карта. Замыкая боковые значки с соседними картами, он позволяет получить за них очки тому игроку, на кого указывают их стрелки, причем если стрелка получилась одноцветная, то это два очка, а если половинчатая черно-белая - то одно. Ещё одна деталь с игранием нового агента: игрок, в чью сторону повернута команда, может тут же выполнить её по своему усмотрению. В дальнейшем, пока карта на столе, пользоваться командой можно только ценой траты одного действия.

На этом скриншоте нарушены правила миссий:
один игрок выложил две одинаковые карты заданий.
Итак, самое сложное позади, понимать больше почти нечего. После первого действия выполняем второе по тому же принципу, можно повторить первое, можно даже использовать команду одного агента дважды за ход (правда, ход на этом естественным образом закончится). После манипуляций с агентами игрок может неограниченно перестроить свои миссии. Помните, миссии - одно из немногих личных достояний каждого игрока? После действий агентов можно любое число своих миссий выложить на стол, забрать на руку, переместить между фракциями. Лишь два правила: в каждой фракции максимум 2 миссии каждого владеющего игрока; игрок не может выложить две одинаковые миссии (держать одну из них на руке не запрещается, особенно доставляет выложить её после того, как враг ценой неимоверных усилий снёс первую карту из пары).

На этом ход закончен, и игрок получает очки за выстроенные в его сторону цепочки символов и за выполненные условия миссий. Каждый черно-белый кружок даёт 1 очко, каждый черный или белый - 2 очка, у миссии награда указана в кружке на видном месте карты. Стоит внимательно изучить свойства своих миссий, а то можно прожечь диван под собой, когда на последнем ходу напряжённой партии сосед ненавязчиво напоминает, что ваш "Кодекс Чести" перестал работать и вы получаете не 10 очков, а, например, 0. Обратите внимание на формулировки: за каждое выполнение условия даются очки или разово, за соседствующие карты или просто за существующие, и так далее. После первой партии большая часть действий будет ясна интуитивно, однако вчитываться в детали миссий предстоит каждый раз. Стоит отметить, что после срабатывания миссии не сбрасываются, а остаются в игре, чтобы снова послужить вам в следующих ходах.

Я провёл множество партий вдвоём и несколько партий в большем количестве игроков, и для меня, как ни странно, комфортнее игра идёт именно в дуэльном варианте. Дело в том, что при относительной простоте игра богата на пресловутый комбопотенциал, что заставляет проворачивать в голове многоходовочки и за себя, и за противников. Соответственно, за каждого игрока сверху двух, объём занимаемой игрой оперативной памяти головного мозга можно смело помножить на два. Некоторым такое нравится, я знаю, и даже в глубине души немного стыжусь, что сам не такой, однако для того, чтобы первая партия в Агентов не стала суровым испытанием рассудку участников, необходимо, чтобы суммарный IQ игроков был не ниже, чем x2*30, где x - количество игроков. Моё собственное знакомство с игрой проходило в формате "чувак с англоязычным чернобелым PnP и три нуба", причём владельцем игры был вовсе не я, и это был настоящий фестиваль стыдливого невдупления. Впрочем, стоило пересесть за локализованную официальную версию, как дело сдвинулось с мёртвой точки. Но даунтайм по-прежнему становится тем осязаемее, чем больше за столом потеет полевых командиров.

Динамика с каждым ходом увеличивается экспоненциально.
От самой игры впечатления неизменно остаются приятные. Несмотря на простоту, "Агенты" не примитивны и довольно сбалансированы, хотя уровень рандома, конешно же, пробьёт ваш рандомометр, как и в случае с любой другой игрой, главным компонентом которой является колода разнообразных карт. Каждый агент и каждая миссия представлены в колоде в двух экземплярах, что в теории положительно сказывается на балансе, однако на практике каждому игроку за партию хотя бы по разу придут оба экземпляра какой-либо карты, и если она была нужна ему, он почти наверняка победит. Другое дело, что стакается в колоде обычно совсем не то, что вы были бы рады видеть, особенно за потраченные очки и половину хода. По мере переваривания философии игры становится понятно, что игра не столько про миссии и цепочки очков, сколько про оптимизацию действий. Сделать за игру успеваешь довольно мало, поэтому каждый выстрел должен убивать так много зайцев, как только возможно. Не просто повернуть агента для разрушения цепочки, а чтоб у врага миссия отвалилась, а у вас заработала, как-то так.

Агенты очень порадовали меня. Среди небольших карточных игр больше всего мне нравятся вещицы "Правильных игр", такие, как Эволюция и Зельеварение. Их механика сочетает изящный минимализм с аутентичностью и новаторством, их рандом лишь подчёркивает тактическую гибкость решений, а партия длится ровно столько, сколько уместно для формата. Агенты производят такое же впечатление, да ещё и вдвое доступнее по цене, чем вышеупомянутые игры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий