Несмотря на то, что настольщика во мне вскормили такие тяжеловесы, как "Ужас Аркхэма" и "Андор", я всегда питал симпатию к относительно минималистичным карточным играм вроде Манчкина и Цитаделей (но, конешно, не к Уно и Свинтусу, упаси Нъярлатхотеп). При наличии талантливого дизайнера, не обязательно именитого профессионала, трёхсотграммовая коробочка способна вместить не меньше фана, тактики и комбопотенциала, чем трёхкилограммовая усыпальница, при этом компактная игра всегда легче для объяснения, быстрее для сетапа и выглядит менее удручающе для твоего случайного знакомого, который не планировал сегодня вечером думать и вообще постигать нечто новое. А, да, ещё один штрих: такие игры стоят в 6-8 раз дешевле. "Агенты" как раз из таких.
Главной фишкой "Агентов" является критически малое количество личных компонентов у каждого игрока. Всего-то своего родного и есть, что карты на руке (хотя их могут украсть), сыгранные карты миссий (их тоже, и ещё уничтожить), да заработанные очки (нутыпонел). При этом в основном игрок имеет дело с картами агентов, а они уже с самого своего выхода из пункта мобилизации (с руки игрока) становятся тёмными лошадками и работают сразу на двоих игроков. По первому времени это с трудом укладывается в голове: "Что значит Стрелок убивает Хакера, это мой стрелок блеать!", "Почему все эти чуваки приносят тебе очки, ведь это я их сыграл!". Каждый игрок имеет отношение к двум Убежищам (не владеет, лишь примазывается сбоку). Количество Убежищ равно количеству игроков и Убежища размещаются между ними, связывая игроков попарно. Все размещённые в Убежище агенты связаны как с игроком слева от Убежища, так и с игроком справа, но каждый агент к одному из них направлен своей командой, а к другому - своим КПД, приносящим очки.
Четыре игрока делают поле куда менее поддающимся анализу. |
Ход игрока протекает следующим образом: на все комбоинтриги у него есть два универсальных действия, примерно как в "Билете на поезд". Сначала игрок выполняет одно из четырёх доступных действий: 1) использовать команду любого агента в своих фракциях - любого, чья команда повернута к этому игроку; 2) сбросить любое количество карт агентов и/или миссий и добрать соответствующее количество таких карт; 3) докупить взакрытую за победные очки до 2 агентов по 1 очку и до 2 миссий по 2 очка - то есть максимальная закупка будет стоить 6 очков и принесет 2 агентов и 2 миссии; 4) самое главное: сыграть агента, тут придётся чуть притормозить. У каждого агента в верхней части карты есть либо число в кружке, либо полукружки с полустрелками по бокам. Агент с числом - это наёмник, он мгновенно выполняет свою функцию для одного игрока, принося второму очки соответственно числу, и уходит в сброс. Агент с половинками символа по краям - это постоянная карта. Замыкая боковые значки с соседними картами, он позволяет получить за них очки тому игроку, на кого указывают их стрелки, причем если стрелка получилась одноцветная, то это два очка, а если половинчатая черно-белая - то одно. Ещё одна деталь с игранием нового агента: игрок, в чью сторону повернута команда, может тут же выполнить её по своему усмотрению. В дальнейшем, пока карта на столе, пользоваться командой можно только ценой траты одного действия.
На этом скриншоте нарушены правила миссий: один игрок выложил две одинаковые карты заданий. |
На этом ход закончен, и игрок получает очки за выстроенные в его сторону цепочки символов и за выполненные условия миссий. Каждый черно-белый кружок даёт 1 очко, каждый черный или белый - 2 очка, у миссии награда указана в кружке на видном месте карты. Стоит внимательно изучить свойства своих миссий, а то можно прожечь диван под собой, когда на последнем ходу напряжённой партии сосед ненавязчиво напоминает, что ваш "Кодекс Чести" перестал работать и вы получаете не 10 очков, а, например, 0. Обратите внимание на формулировки: за каждое выполнение условия даются очки или разово, за соседствующие карты или просто за существующие, и так далее. После первой партии большая часть действий будет ясна интуитивно, однако вчитываться в детали миссий предстоит каждый раз. Стоит отметить, что после срабатывания миссии не сбрасываются, а остаются в игре, чтобы снова послужить вам в следующих ходах.
Я провёл множество партий вдвоём и несколько партий в большем количестве игроков, и для меня, как ни странно, комфортнее игра идёт именно в дуэльном варианте. Дело в том, что при относительной простоте игра богата на пресловутый комбопотенциал, что заставляет проворачивать в голове многоходовочки и за себя, и за противников. Соответственно, за каждого игрока сверху двух, объём занимаемой игрой оперативной памяти головного мозга можно смело помножить на два. Некоторым такое нравится, я знаю, и даже в глубине души немного стыжусь, что сам не такой, однако для того, чтобы первая партия в Агентов не стала суровым испытанием рассудку участников, необходимо, чтобы суммарный IQ игроков был не ниже, чем x2*30, где x - количество игроков. Моё собственное знакомство с игрой проходило в формате "чувак с англоязычным чернобелым PnP и три нуба", причём владельцем игры был вовсе не я, и это был настоящий фестиваль стыдливого невдупления. Впрочем, стоило пересесть за локализованную официальную версию, как дело сдвинулось с мёртвой точки. Но даунтайм по-прежнему становится тем осязаемее, чем больше за столом потеет полевых командиров.
От самой игры впечатления неизменно остаются приятные. Несмотря на простоту, "Агенты" не примитивны и довольно сбалансированы, хотя уровень рандома, конешно же, пробьёт ваш рандомометр, как и в случае с любой другой игрой, главным компонентом которой является колода разнообразных карт. Каждый агент и каждая миссия представлены в колоде в двух экземплярах, что в теории положительно сказывается на балансе, однако на практике каждому игроку за партию хотя бы по разу придут оба экземпляра какой-либо карты, и если она была нужна ему, он почти наверняка победит. Другое дело, что стакается в колоде обычно совсем не то, что вы были бы рады видеть, особенно за потраченные очки и половину хода. По мере переваривания философии игры становится понятно, что игра не столько про миссии и цепочки очков, сколько про оптимизацию действий. Сделать за игру успеваешь довольно мало, поэтому каждый выстрел должен убивать так много зайцев, как только возможно. Не просто повернуть агента для разрушения цепочки, а чтоб у врага миссия отвалилась, а у вас заработала, как-то так.
Динамика с каждым ходом увеличивается экспоненциально. |
Агенты очень порадовали меня. Среди небольших карточных игр больше всего мне нравятся вещицы "Правильных игр", такие, как Эволюция и Зельеварение. Их механика сочетает изящный минимализм с аутентичностью и новаторством, их рандом лишь подчёркивает тактическую гибкость решений, а партия длится ровно столько, сколько уместно для формата. Агенты производят такое же впечатление, да ещё и вдвое доступнее по цене, чем вышеупомянутые игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий